Западно-Сибирская
Правовая Палата

Опыт Репутация Синергия

625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306

Союз Западно-Сибирская Правовая Палата

Западно-Сибирская
Правовая Палата

Опыт Репутация Синергия

625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306

625002, г. Тюмень, ул. Свердлова, д.5, корп.2, офис 306

Западно-Сибирская
Правовая Палата

Опыт Репутация Синергия

Начало весны 2020 года стало для всего человечества новым испытанием в виде распространения инфекционного заболевания, вызванного новым короновирусом (COVID-19), который ранее у людей не обнаруживался, и для населения Российской Федерации эти события не стали исключением.

11 марта 2020 года Всемирная ассоциация здравоохранения объявила распространение нового типа короновоируса COVID-19 пандемией.

В течение второй половины марта 2020 года на территории Российской Федерации вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, отменяются концерты, соревнования, ограничивается работа заведений общественного питания, развлекательные и торговые комплексы (т.е. все виды мест с массовым скоплением людей), ограничивается транспортное сообщение, закрываются международные рейсы.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» установлено, что с 30 марта по 03 апреля 2020 года на всей территории страны объявлены нерабочими днями с сохранением заработной платы за работниками.

В сложившихся условиях возникает большое количество вопросов по действующим сделкам, можно ли считать происходящее обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), и как данная обстановка оказывает влияние на исполнение участниками гражданского оборота принятых на себя обязательств (исполнение гражданско-правовых договоров, государственных и муниципальных контрактов и иных сделок, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Юридический смысл обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

Форс-мажор, как юридическая категория, обозначена в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ в качестве основания для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Как следует из содержания указанной нормы права, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынку нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Федеральное законодательство не содержит указания на то, что именно относится к «чрезвычайным» и «непреодолимым» условиям, а также не содержит критериев такой относимости. Между тем, данный вопрос был разрешен судебной практикой, разъяснение которого содержатся в судебных актах Верховного Суда РФ.

Так, пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта  2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайных и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование «чрезвычайности» подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается «непредотвратимым», если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

При этом, как следует из упомянутого выше разъяснения Пленума, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Наступление обстоятельства непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали, а кредитор вправе отказаться от договора в силу пункта 2 статьи 405 если просрочка привела к утрату интереса для кредитора (пункт 9 упомянутого выше Постановления).

Кроме того, по смыслу статьи 416 Гражданского кодекса РФ невозможность исполнения обязательства наступает в случае, если действие, являющееся содержанием обязательства, объективно не может быть совершено ни одним лицом (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №2 (2017) утв. Президиумом ВС РФ от 26 апреля 2017 года).

Таким образом, в случае с короновирусом при сложившихся обстоятельствах, следует определить, отвечает ли ситуация критериям «чрезвычайности» и «непредотвратимости». Исходя из прямого толкования нормы пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ и разъяснения Верховного Суда РФ, данные критерии должны выполняться одновременно.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время на территории Российской Федерации режим неблагоприятной эпидемиологической обстановки не объявлен, то есть по состоянию на 30 марта 2020 года эпидемия COVID-19 в России не объявлена, в отличие от таких стран как, например, Польши или Италии. Вместо этого на территории субъектов Российской Федерации объвлена повышенная готовность.

Согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206 в России объявлены нерабочие дни в качестве ограничительных мер. Органами власти субъектов Российской Федерации введены ограничительные меры.

Например, пунктом 1.11 постановления правительства Ленинградской области от 28 марта 2020 года № 160 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206» предписано приостановить работу объектов розничной торговли, за исключением аптечных организаций, салонов связи, а также осуществляющих продажу продуктов питания, товаров первой необходимости, строительных и хозяйственный товаров, реализация которых осуществляется не в торговых центрах, зоотоваров, товаров для детей, моторного топлива, товаров дистанционным способом; пунктом 1.12 приостановить работу организаций, оказывающих услуги, за исключением, ремонта автотранспорта, ветеринарных клиник; пунктом 1.13 приостановить работу организаций общественного питания, за исключением производства и адресной доставки готовых блюд, а также дистанционной торговли через зону бесконтактной выдачи и т.д.

Таким образом, введены ограничительные меры, суть которых заключается в недопущении массового скопления людей и минимизации рисков по распространения короновирусной инфекции.

В другом случае, пунктом 2 Постановления правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п «О введении режима повышенной готовности» прямо установлено, что распространение новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенного готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций». Аналогичные меры введены практически во всех субъектах Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под инфекционными заболеваниями понимаются инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среди обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Ограничительные мероприятия (карантин) – административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особые режимы хозяйственной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Исходя из совокупности принятых мер на уровне федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, в сложившихся обстоятельствах мы имеем дело именно с ограничительными мерами (т.е. с карантином), которые влекут или могут повлечь за собой соответствующие последствия для ведения нормальной хозяйственной и предпринимательской деятельности, а сама угроза распространения короновируса объявлена в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством.

На основании изложенного, текущие ограничения в условиях введения режима повышенной готовности в соответствующем субъекте Российской Федерации являются обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Между тем, согласно статье 417 Гражданского кодекса РФ если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (что, в свою очередь, является частным случаем прекращения обязательства).

Исходя из изложенного, применительно к ситуации с распространением инфекции короновируса COVID-19, нет оснований утверждать о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) только в том случае, если в соответствующем нормативно-правовом акте государственного органа или непосредственно в договоре не указано на чрезвычайность и непредотвратимость сложившихся обятостельств. Если же подобные условия на территории соответствующего субъекта отсутствуют, подлежит применению юридическая конструкция, предусмотренная нормами статей 416417 Гражданского кодекса РФ.

Как засвидетельствовать наступление обстоятельств непреодолимой силы

Как уже указывалось выше, факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) должен быть зафиксированы соответствующим образом, в подтверждении его юридического статуса.

Деятельность по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы отнесена к полномочиям торгово-промышленных палат (подпункт «н» пункта 3 статьи 15 Закона РФ от 07 июля 1993 года № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Порядок и механизм выдачи сертификатов о форс-мажоре установлен Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 года № 173-14).

В настоящее время ТПП субъектов начали выдачу соответствующих сертификатов. Для оформления соответствующего сертификата необходимо обратиться в торгово-промышленную палату соответствующего субъекта, при этом по внешнеторговым сделкам обращаться необходимо непосредственно в Торгово-промышленную палату Российской Федерации.

Источник: https://zakon.ru/

Оригинал статьи по ссылке

Начало весны 2020 года стало для всего человечества новым испытанием в виде распространения инфекционного заболевания, вызванного новым короновирусом (COVID-19), который ранее у людей не обнаруживался, и для населения Российской Федерации эти события не стали исключением.

11 марта 2020 года Всемирная ассоциация здравоохранения объявила распространение нового типа короновоируса COVID-19 пандемией.

В течение второй половины марта 2020 года на территории Российской Федерации вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, отменяются концерты, соревнования, ограничивается работа заведений общественного питания, развлекательные и торговые комплексы (т.е. все виды мест с массовым скоплением людей), ограничивается транспортное сообщение, закрываются международные рейсы.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» установлено, что с 30 марта по 03 апреля 2020 года на всей территории страны объявлены нерабочими днями с сохранением заработной платы за работниками.

В сложившихся условиях возникает большое количество вопросов по действующим сделкам, можно ли считать происходящее обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), и как данная обстановка оказывает влияние на исполнение участниками гражданского оборота принятых на себя обязательств (исполнение гражданско-правовых договоров, государственных и муниципальных контрактов и иных сделок, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Юридический смысл обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

Форс-мажор, как юридическая категория, обозначена в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ в качестве основания для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

Как следует из содержания указанной нормы права, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынку нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Федеральное законодательство не содержит указания на то, что именно относится к «чрезвычайным» и «непреодолимым» условиям, а также не содержит критериев такой относимости. Между тем, данный вопрос был разрешен судебной практикой, разъяснение которого содержатся в судебных актах Верховного Суда РФ.

Так, пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта  2016 года № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо, чтобы оно носило чрезвычайных и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование «чрезвычайности» подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается «непредотвратимым», если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

При этом, как следует из упомянутого выше разъяснения Пленума, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Наступление обстоятельства непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали, а кредитор вправе отказаться от договора в силу пункта 2 статьи 405 если просрочка привела к утрату интереса для кредитора (пункт 9 упомянутого выше Постановления).

Кроме того, по смыслу статьи 416 Гражданского кодекса РФ невозможность исполнения обязательства наступает в случае, если действие, являющееся содержанием обязательства, объективно не может быть совершено ни одним лицом (пункт 21 Обзора судебной практики Верховного суда РФ №2 (2017) утв. Президиумом ВС РФ от 26 апреля 2017 года).

Таким образом, в случае с короновирусом при сложившихся обстоятельствах, следует определить, отвечает ли ситуация критериям «чрезвычайности» и «непредотвратимости». Исходя из прямого толкования нормы пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ и разъяснения Верховного Суда РФ, данные критерии должны выполняться одновременно.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время на территории Российской Федерации режим неблагоприятной эпидемиологической обстановки не объявлен, то есть по состоянию на 30 марта 2020 года эпидемия COVID-19 в России не объявлена, в отличие от таких стран как, например, Польши или Италии. Вместо этого на территории субъектов Российской Федерации объвлена повышенная готовность.

Согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206 в России объявлены нерабочие дни в качестве ограничительных мер. Органами власти субъектов Российской Федерации введены ограничительные меры.

Например, пунктом 1.11 постановления правительства Ленинградской области от 28 марта 2020 года № 160 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206» предписано приостановить работу объектов розничной торговли, за исключением аптечных организаций, салонов связи, а также осуществляющих продажу продуктов питания, товаров первой необходимости, строительных и хозяйственный товаров, реализация которых осуществляется не в торговых центрах, зоотоваров, товаров для детей, моторного топлива, товаров дистанционным способом; пунктом 1.12 приостановить работу организаций, оказывающих услуги, за исключением, ремонта автотранспорта, ветеринарных клиник; пунктом 1.13 приостановить работу организаций общественного питания, за исключением производства и адресной доставки готовых блюд, а также дистанционной торговли через зону бесконтактной выдачи и т.д.

Таким образом, введены ограничительные меры, суть которых заключается в недопущении массового скопления людей и минимизации рисков по распространения короновирусной инфекции.

В другом случае, пунктом 2 Постановления правительства Тюменской области от 17 марта 2020 года № 120-п «О введении режима повышенной готовности» прямо установлено, что распространение новой короновирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенного готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций». Аналогичные меры введены практически во всех субъектах Российской Федерации.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под инфекционными заболеваниями понимаются инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среди обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку.

Ограничительные мероприятия (карантин) – административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особые режимы хозяйственной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Исходя из совокупности принятых мер на уровне федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, в сложившихся обстоятельствах мы имеем дело именно с ограничительными мерами (т.е. с карантином), которые влекут или могут повлечь за собой соответствующие последствия для ведения нормальной хозяйственной и предпринимательской деятельности, а сама угроза распространения короновируса объявлена в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством.

На основании изложенного, текущие ограничения в условиях введения режима повышенной готовности в соответствующем субъекте Российской Федерации являются обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором).

Между тем, согласно статье 417 Гражданского кодекса РФ если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части (что, в свою очередь, является частным случаем прекращения обязательства).

Исходя из изложенного, применительно к ситуации с распространением инфекции короновируса COVID-19, нет оснований утверждать о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) только в том случае, если в соответствующем нормативно-правовом акте государственного органа или непосредственно в договоре не указано на чрезвычайность и непредотвратимость сложившихся обятостельств. Если же подобные условия на территории соответствующего субъекта отсутствуют, подлежит применению юридическая конструкция, предусмотренная нормами статей 416417 Гражданского кодекса РФ.

Как засвидетельствовать наступление обстоятельств непреодолимой силы

Как уже указывалось выше, факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) должен быть зафиксированы соответствующим образом, в подтверждении его юридического статуса.

Деятельность по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы отнесена к полномочиям торгово-промышленных палат (подпункт «н» пункта 3 статьи 15 Закона РФ от 07 июля 1993 года № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации».

Порядок и механизм выдачи сертификатов о форс-мажоре установлен Положением о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) (приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 года № 173-14).

В настоящее время ТПП субъектов начали выдачу соответствующих сертификатов. Для оформления соответствующего сертификата необходимо обратиться в торгово-промышленную палату соответствующего субъекта, при этом по внешнеторговым сделкам обращаться необходимо непосредственно в Торгово-промышленную палату Российской Федерации.

Источник: https://zakon.ru/

Оригинал статьи по ссылке

Задать вопрос